«У тебя всё получится»
Чем ближе экзаменационная пора, тем больше стресс у школьников. О том, как справиться с ним, мы беседуем с психологом Кризисного отделения Курганского центра социальной помощи семье и детям Марией Сергеевной Садоринг.
- Мария Сергеевна, пожалуйста, расскажите, насколько опасно волнение в предэкзаменационную пору для физического и психологического здоровья будущих выпускников.
- Волнение не появляется у школьников в одну секунду, а накапливается в течение всего периода подготовки к экзаменам. Это длительный стресс для учеников и он, так или иначе, может сказаться на их физическом здоровье. Цена, которую платят ученики за высшие баллы, чрезмерно высока, это могут быть обострения заболеваний сердечнососудистой, желудочно-кишечной или нервной системы и другие.
Влияние стресса на психологическое здоровье школьников также значительное. Есть ученики, которые всё принимают слишком близко к сердцу.
Предэкзаменационные волнения могут вызвать у них депрессию, чувство опустошения, угнетение эмоций, из-за сильного напряжения возможен нервный срыв.
Кроме того, предэкзаменационный стресс влияет на эффективность работы учеников.
- Какие факторы могут усугубить волнение школьника перед экзаменом?
- Во-первых, отсутствие благоприятных условий для учёбы. Если ребёнок готовится к экзаменам дома, то важно предоставить ему освещённое и проветриваемое рабочее место, а также обеспечить спокойную обстановку, чтобы школьника ничто и никто не отвлекал. В семье должна царить благоприятная эмоциональная атмосфера.
Во-вторых, негативно на психическом состоянии школьника может сказаться его неправильная подготовка к экзамену: не спланированная, в короткий отрезок времени, без перерыва на отдых и без учёта соблюдения режима дня.
В-третьих, увеличить стресс может чрезмерная требовательность к успеваемости ребёнка со стороны учителей и родителей.
- Мария Сергеевна, какие рекомендации учителям и родным ребёнка вы бы дали для того, чтобы постараться предотвратить у него предэкзаменационный стресс?
- Учителям необходимо максимально информировать школьников о том, как именно будет проходить ЕГЭ, и как к нему грамотно подготовиться, также детям надо предоставить полную информацию о материале для подготовки. Нередко учителя нагнетают стрессовую обстановку репликами: «Вы ничего не знаете», «У вас ничего не получится», «Нужно учить лучше и больше» и т.п. Психологическая поддержка ребёнка, в частности, словами: «Я в вас верю», «У вас всё получится», «Мы хорошо с вами подготовились», - первоочередная задача не только учителей, но и родителей.
Кроме того, хотя бы один аутотренинг по преодолению волнения в стрессовой ситуации, проведенный школьным психологом помог бы уменьшить переживания и тревоги учеников.
Родителям важно адекватно оценивать силы и возможности своих детей, стоит стремиться к хорошим оценкам ребёнка, но не стоит жертвовать его физическим и психологическим здоровьем. Важно расставить приоритеты, определить, что важнее для родителей – отличная оценка или состояние детей. Кроме того, родным необходимо учитывать и исходить из пожеланий ребёнка в области выбора профессии и места учёбы. Когда сын или дочь «из-под палки» вынуждены поступать не в желанное учебное заведение, а в то, в которое их направляют родители, то их мотивация на хорошую учёбу падает.
Важно чтобы родители интересовались тем, как проходит предэкзаменационная подготовка ребёнка, необходимо установить с ним такую степень доверия, чтобы он мог поделиться не только своими успехами, но и трудностями. В трудной ситуации детей важно поддерживать словами: «Потерпи», «Это временно», «Я с тобой», «Мы поможем пройти тебе это испытание». Ребёнок не должен ожидать строгого наказания в случае получения низкого балла на экзамене. Давление на него только усугубит ситуацию. Полезно стимулировать школьника каким-либо вознаграждением, например, активным интересным отдыхом после благополучной сдачи экзамена.
Лучшая мотивация – личный пример родителей: если ребёнок видит, что папа и мама стремятся к лучшему уровню жизни и достойной работе, многосторонне развиты, хотят чего-то достичь, то вероятность высоких стремлений школьника к достижениям возрастает, в том числе в учёбе. Но при этом нельзя подавлять ребёнка своим примером и сравнивать его с другими детьми – это не идёт ему на пользу, а только понижает его самооценку.
- А как ребёнок может справиться с предэкзаменационным стрессом самостоятельно?
- Волнений полностью нельзя избежать. Любой заинтересованный в хорошем результате ученик будет переживать. Но иногда тревоги бывают настолько сильными, что могут мешать учёбе.
Для того, чтобы снизить тревожность, школьникам необходимо знать некоторые упражнения аутотренинга:
1. Важно сконцентрировать внимание на дыхании: дышать надо не поверхностно и быстро, а глубоко и медленно, в течение нескольких минут.
2. Необходимо на минуту закрыть глаза и представить, что вы находитесь в любимом месте, где хорошо и спокойно. На «раз, два, три» надо открыть глаза и можно приступить к работе.
3. Полезно про себя проговаривать: «Я спокоен», «Я готов к работе», «У меня всё получится», а также любые другие фразы, которые дают ресурс и настраивают на работу, для каждого они индивидуальны.
При желании в интернете можно найти множество других полезных упражнений аутотренинга по снятию волнения.
Огромную роль в эффективном преодолении предэкзаменационного стресса играет правильная подготовка к экзамену.
Во-первых, необходимо её хорошо спланировать. Ребёнку важно осознать кто он – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально использовать для учёбы утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо чётко определить, что именно надо изучить в конкретный промежуток времени: не ограничиться решением «немного позаниматься», а обозначить темы и разделы.
Во-вторых, следует чередовать занятия и отдых, например: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Продуктивно заниматься человек может 8-10 часов в сутки.
В-третьих, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить весь учебник. Полезно структурировать материал за счёт составления планов, схем, причём желательно на бумаге – так легче запоминать, к тому же систематизированную информацию легко использовать при кратком повторении учебной программы.
В-четвёртых, школьникам следует выполнять как можно больше различных экзаменационных тестов, в частности, с секундомером в руках. Подобные тренировки познакомят учеников с конструкциями тестовых заданий и снизят волнение.
Перед экзаменом важно оставить один день на то, чтобы повторить все планы ответов и ещё раз остановиться на самых трудных вопросах. Но не переусердствовать. Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера нужно перестать готовиться. Необходимо выспаться как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой каждый проявляет себя, показывает свои возможности и способности. Залог победы помимо грамотной подготовки – сосредоточенность и внимательность.
- Мария Сергеевна, что делать тем ученикам, которые всё-таки не успевают своевременно подготовиться к сдаче экзамена, особенно, если желания взять в руки учебник абсолютно нет?
- Для того, чтобы мотивировать себя, важно знать и помнить о своей конечной цели – поступлении в желанное учебное заведение на направление по любимой профессии. Необходимо взять себя в руки, и если охватить весь материал не получается, то надо вычленить из него самое главное. К тому же важно помнить, сколько лет было потрачено, и сколько трудов вложено в обучение в школе, не стоит сдаваться и портить всё на последнем этапе.
Кроме того, как выпускники, так и их родители могут обратиться за профессиональной поддержкой в психологическую службу «Время перемен» Курганского центра социальной помощи семье и детям. Опытные психологи на индивидуальных и групповых консультациях, а также тренинговых занятиях помогут справиться не только с предэкзаменационным стрессом и волнением, но и с любыми конфликтными межличностными и внутриличностными ситуациями. Записаться на приём можно по телефону: (3522) 46-00-49.
Также можно получить онлайн-консультацию: по ICQ (605-841-587) - каждую пятницу с 13.00 до 17.00 часов, по Skype (czn_ko2) - каждую среду с 08.00 до 17.00 часов.
- Экзамены и связанные с ними волнения и тревоги позади. Значит ли это, что со стрессом покончено?
- После экзамена необходим восстановительный период, отдых. Если ребёнок получил низкий балл и не поступил в учебное заведение, то нельзя его сразу гнать на работу, а необходимо предоставить ему возможность отдохнуть не меньше двух недель. В восстановительный период как никогда важны хорошее питание и сон, смена обстановки – полезно больше находиться на природе.
Активный отдых станет заслуженной наградой для ребёнка за все его волнения и старания в учёбе.
Специалист по социальной работе
методического центра ГБУ "Курганский ЦСПСиД"
Диана Владимировна Верхошапова