Государственное бюджетное учреждение "Курганский центр социальной помощи семье и детям"
8 (3522) 23 11 97

Россия - без жестокости к детям!

3 июня 2015 года (ср)
Данный сайт прекращает работу
Сайт прекращает работу...
26 мая 2015 года (вт)
Акция "Выпускное платье"
В Кургане стартовала социальная акция для выпускников...
26 мая 2015 года (вт)
Археологические раскопки
В Курганской области найдено поселение времен Золотой Орды...
26 мая 2015 года (вт)
Выставки
Курганцы смогут посещать выставки, не выходя из офиса...
22 мая 2015 года (пт)
Рождаемость в Кургане
Показатель рождаемости в Зауралье опережает среднероссийский ...

Вопрос: Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, я мать-одиночка воспитываю сына 3 лет,можем ли мы к вам встать ...
Ответ: Здравствуйте! Если Ваша семья находится в трудной жизненной ситуации (доходы семьи не превышают прож...




Статьи, публикации, пособия

Доверяете ли Вы социальным благотворительным акциям?






16 апреля 2014 года (ср)

«У тебя всё получится»

Чем ближе экзаменационная пора, тем больше стресс у школьников. О том, как справиться с ним, мы беседуем с психологом Кризисного отделения Курганского центра социальной помощи семье и детям Марией Сергеевной Садоринг.

- Мария Сергеевна, пожалуйста, расскажите, насколько опасно волнение в предэкзаменационную пору для физического и психологического здоровья будущих выпускников.

- Волнение не появляется у школьников в одну секунду, а накапливается в течение всего периода подготовки к экзаменам. Это длительный стресс для учеников и он, так или иначе, может сказаться на их физическом здоровье. Цена, которую платят ученики за высшие баллы, чрезмерно высока, это могут быть обострения заболеваний сердечнососудистой, желудочно-кишечной или нервной системы и другие.

Влияние стресса на психологическое здоровье школьников также значительное. Есть ученики, которые всё принимают слишком близко к сердцу.

Предэкзаменационные волнения могут вызвать у них депрессию, чувство опустошения, угнетение эмоций, из-за сильного напряжения возможен нервный срыв.

Кроме того, предэкзаменационный стресс влияет на эффективность работы учеников.

- Какие факторы могут усугубить волнение школьника перед экзаменом?

- Во-первых, отсутствие благоприятных условий для учёбы. Если ребёнок готовится к экзаменам дома, то важно предоставить ему освещённое и проветриваемое рабочее место, а также обеспечить спокойную обстановку, чтобы школьника ничто и никто не отвлекал. В семье должна царить благоприятная эмоциональная атмосфера.

Во-вторых, негативно на психическом состоянии школьника может сказаться его неправильная подготовка к экзамену: не спланированная, в короткий отрезок времени, без перерыва на отдых и без учёта соблюдения режима дня.

В-третьих, увеличить стресс может чрезмерная требовательность к успеваемости ребёнка со стороны учителей и родителей.

- Мария Сергеевна, какие рекомендации учителям и родным ребёнка вы бы дали для того, чтобы постараться предотвратить у него предэкзаменационный стресс?

- Учителям необходимо максимально информировать школьников о том, как именно будет проходить ЕГЭ, и как к нему грамотно подготовиться, также детям надо предоставить полную информацию о материале для подготовки. Нередко учителя нагнетают стрессовую обстановку репликами: «Вы ничего не знаете», «У вас ничего не получится», «Нужно учить лучше и больше» и т.п. Психологическая поддержка ребёнка, в частности, словами: «Я в вас верю», «У вас всё получится», «Мы хорошо с вами подготовились», - первоочередная задача не только учителей, но и родителей.

Кроме того, хотя бы один аутотренинг по преодолению волнения в стрессовой ситуации, проведенный школьным психологом помог бы уменьшить переживания и тревоги учеников.

Родителям важно адекватно оценивать силы и возможности своих детей, стоит стремиться к хорошим оценкам ребёнка, но не стоит жертвовать его физическим и психологическим здоровьем. Важно расставить приоритеты, определить, что важнее для родителей – отличная оценка или состояние детей. Кроме того, родным необходимо учитывать и исходить из пожеланий ребёнка в области выбора профессии и места учёбы. Когда сын или дочь «из-под палки» вынуждены поступать не в желанное учебное заведение, а в то, в которое их направляют родители, то их мотивация на хорошую учёбу падает.

Важно чтобы родители интересовались тем, как проходит предэкзаменационная подготовка ребёнка, необходимо установить с ним такую степень доверия, чтобы он мог поделиться не только своими успехами, но и трудностями. В трудной ситуации детей важно поддерживать словами: «Потерпи», «Это временно», «Я с тобой», «Мы поможем пройти тебе это испытание». Ребёнок не должен ожидать строгого наказания в случае получения низкого балла на экзамене. Давление на него только усугубит ситуацию. Полезно стимулировать школьника каким-либо вознаграждением, например, активным интересным отдыхом после благополучной сдачи экзамена.

Лучшая мотивация – личный пример родителей: если ребёнок видит, что папа и мама стремятся к лучшему уровню жизни и достойной работе, многосторонне развиты, хотят чего-то достичь, то вероятность высоких стремлений школьника к достижениям возрастает, в том числе в учёбе. Но при этом нельзя подавлять ребёнка своим примером и сравнивать его с другими детьми – это не идёт ему на пользу, а только понижает его самооценку.

- А как ребёнок может справиться с предэкзаменационным стрессом самостоятельно?

- Волнений полностью нельзя избежать. Любой заинтересованный в хорошем результате ученик будет переживать. Но иногда тревоги бывают настолько сильными, что могут мешать учёбе.

Для того, чтобы снизить тревожность, школьникам необходимо знать некоторые упражнения аутотренинга:

1. Важно сконцентрировать внимание на дыхании: дышать надо не поверхностно и быстро, а глубоко и медленно, в течение нескольких минут.

2. Необходимо на минуту закрыть глаза и представить, что вы находитесь в любимом месте, где хорошо и спокойно. На «раз, два, три» надо открыть глаза и можно приступить к работе.

3. Полезно про себя проговаривать: «Я спокоен», «Я готов к работе», «У меня всё получится», а также любые другие фразы, которые дают ресурс и настраивают на работу, для каждого они индивидуальны.

При желании в интернете можно найти множество других полезных упражнений аутотренинга по снятию волнения.

Огромную роль в эффективном преодолении предэкзаменационного стресса играет правильная подготовка к экзамену.

Во-первых, необходимо её хорошо спланировать. Ребёнку важно осознать кто он – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально использовать для учёбы утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо чётко определить, что именно надо изучить в конкретный промежуток времени: не ограничиться решением «немного позаниматься», а обозначить темы и разделы.

Во-вторых, следует чередовать занятия и отдых, например: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Продуктивно заниматься человек может 8-10 часов в сутки.

В-третьих, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить весь учебник. Полезно структурировать материал за счёт составления планов, схем, причём желательно на бумаге – так легче запоминать, к тому же систематизированную информацию легко использовать при кратком повторении учебной программы.

В-четвёртых, школьникам следует выполнять как можно больше различных экзаменационных тестов, в частности, с секундомером в руках. Подобные тренировки познакомят учеников с конструкциями тестовых заданий и снизят волнение.

Перед экзаменом важно оставить один день на то, чтобы повторить все планы ответов и ещё раз остановиться на самых трудных вопросах. Но не переусердствовать. Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера нужно перестать готовиться. Необходимо выспаться как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой каждый проявляет себя, показывает свои возможности и способности. Залог победы помимо грамотной подготовки – сосредоточенность и внимательность.

- Мария Сергеевна, что делать тем ученикам, которые всё-таки не успевают своевременно подготовиться к сдаче экзамена, особенно, если желания взять в руки учебник абсолютно нет?

- Для того, чтобы мотивировать себя, важно знать и помнить о своей конечной цели – поступлении в желанное учебное заведение на направление по любимой профессии. Необходимо взять себя в руки, и если охватить весь материал не получается, то надо вычленить из него самое главное. К тому же важно помнить, сколько лет было потрачено, и сколько трудов вложено в обучение в школе, не стоит сдаваться и портить всё на последнем этапе. 

Кроме того, как выпускники, так и их родители могут обратиться за профессиональной поддержкой в психологическую службу «Время перемен» Курганского центра социальной помощи семье и детям. Опытные психологи на индивидуальных и групповых консультациях, а также тренинговых занятиях помогут справиться не только с предэкзаменационным стрессом и волнением, но и с любыми конфликтными межличностными и внутриличностными ситуациями. Записаться на приём можно по телефону: (3522) 46-00-49.

Также можно получить онлайн-консультацию: по ICQ (605-841-587) - каждую пятницу с 13.00 до 17.00 часов, по Skype (czn_ko2) - каждую среду с 08.00 до 17.00 часов.

- Экзамены и связанные с ними волнения и тревоги позади. Значит ли это, что со стрессом покончено?

- После экзамена необходим восстановительный период, отдых. Если ребёнок получил низкий балл и не поступил в учебное заведение, то нельзя его сразу гнать на работу, а необходимо предоставить ему возможность отдохнуть не меньше двух недель. В восстановительный период как никогда важны хорошее питание и сон, смена обстановки – полезно больше находиться на природе.

Активный отдых станет заслуженной наградой для ребёнка за все его волнения и старания в учёбе.

Специалист по социальной работе
методического центра ГБУ "Курганский ЦСПСиД"
Диана Владимировна Верхошапова