Выход есть всегда!
В жизни сложилась трудная ситуация? У каждого ребенка, подростка и взрослого есть возможность получить экстренную консультацию квалифицированного психолога.
Да и просто ощутить поддержку неравнодушного человека, готового помочь справиться со стрессом и преодолеть жизненные сложности. Для этого можно позвонить в службу единого общероссийского номера детского телефона доверия 8-800-2000-122 или по номеру: 8 (3522) 46-00-49.
Какую именно помощь могут получить граждане, и насколько она эффективна? Об этом мы беседуем с педагогом-психологом (супервизором) Курганского центра социальной помощи семье и детям, победителем в номинации «Лучший методист (супервизор) детского телефона доверия» регионального этапа II Всероссийского конкурса профессионального мастерства сотрудников служб детских телефонов доверия «Слышать ребенка» Аллой Владимировной Владимировой.
- В Курганской области общегородской телефон доверия существует с 2002 года, - рассказывает Алла Владимировна. - С 2008 года он вошел в состав нашего учреждения. А с 2010 года в Зауралье начала действовать служба единого общероссийского номера детского телефона доверия:
8-800-2000-122.
Специалисты оказывают поддержку позвонившим бесплатно, круглосуточно и анонимно. О востребованности службы телефона доверия говорят цифры: ежедневно психологи получают в среднем около 60 звонков, в месяц – около 2000. Примерно 40% позвонивших – это дети и подростки, 60% - взрослые.
- Алла Владимировна, пожалуйста, расскажите, какую помощь могут получить курганцы, которые обратились в службу телефона доверия?
- Психологи оказывают профессиональную консультационную помощь индивидуально каждому клиенту в зависимости от ситуации, в которой он оказался. Условно можно выделить пять причин, по которым граждане обращаются в службу телефона доверия.
Кто-то переживает жизненные кризисы, например, возрастной или социальный: потерю близкого человека, суицидальные мысли, одиночество и т.д. Люди с подобными проблемами звонят в службу телефона доверия, чтобы найти собеседника, выговориться, найти ответы на актуальные вопросы. В ходе доверительного разговора позвонивший может не только рассказать специалисту о своих переживаниях и мыслях, но и снизить своё эмоциональное напряжение, раскрыть внутриличностные и социальные ресурсы, которые помогают в решении той или иной проблемы.
Многие звонят в службу телефона доверия для того, чтобы найти способы выхода из ситуации. Например, дети и подростки могут интересоваться разрешением конфликта с родителями, учителями и одноклассниками, а также вопросами, связанными с переходным возрастом: первая влюбленность, взаимоотношения с противоположным полом, сексуальные отношения. Взрослые могут обратиться с вопросами воспитания и обучения детей, особенностями их взросления. В данных случаях клиент получает профессиональную психолого-педагогическую или информационную поддержку.
Есть люди, которые обращаются к психологу за конкретной помощью, выходящей за рамки работы службы телефона доверия, например, за консультацией юриста или другого специалиста. В таком случае психолог с согласия клиента может организовать поддержку при содействии специалистов других ведомств.
Часть звонков носит проверочный характер с целью удостовериться: действительно ли существует служба телефона доверия и какую помощь она оказывает.
Бывает, что с розыгрышами звонят шутники – как правило, это дети и подростки.
- Алла Владимировна, существуют ли какие-либо временные ограничения в разговоре по телефону доверия?
- Специалист уделяет позвонившему столько времени, сколько необходимо для оказания продуктивной психологической консультации. В среднем продолжительность разговора составляет 40-60 минут.
- Некоторые люди убеждены, что они - «сами себе психологи», и нет смысла обращаться за психологической помощью по сути к чужому человеку, который полностью не может знать ту или иную кризисную ситуацию. Насколько обосновано такое мнение?
- В каждом человеке природой заложен инстинкт самосохранения и механизмы психологической защиты. Например, если ребёнку плохо, то он плачет и таким образом обращает на себя внимание и привлекает помощь. Иногда, в силу каких-либо жизненных обстоятельств мы не видим внутриличностных и внешних, социальных ресурсов решения проблемы или не знаем о них. Психолог помогает клиенту найти заложенные в нём ресурсы, а также способы выхода из трудной ситуации. Отдельно хочется подчеркнуть, что все специалисты телефона доверия имеют высшее психологическое образование, достаточный практический опыт консультирования и специальную подготовку для работы в данной службе.
- Многие родители против того, чтобы их дети звонили на телефон доверия, так как опасаются преувеличенных жалоб ребёнка, применения к семье каких-либо необоснованных мер и разглашения информации о персональных данных. Эти страхи имеют основание?
- Принципы работы телефона доверия: конфиденциальность, то есть нераспространение информации, и анонимность – в службе нет определителя номера. Поэтому тайна обращения клиента гарантируется. Взрослым важно рассказать своим детям о службе детского телефона доверия, так как это - внешний ресурс, который может поддержать ребёнка в трудной жизненной ситуации, когда нет возможности или желания обратиться за помощью к родителям, например, в случае подростковой беременности. И специалист будет стараться не только помочь выйти из трудной ситуации, но и установить связь ребёнка с родителями. В решении любой кризисной ситуации психологи – врачеватели души - строго следуют постулату всех врачей: «Не навреди». И изо всех помогают найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации.
- Насколько эффективна помощь специалистов службы телефона доверия, ведь звонки клиентов носят анонимных характер, поэтому результативность разговора с ними отследить сложно?
- Психолог заключает с клиентом негласный «контракт»: просит перезвонить и рассказать о разрешения кризисной ситуации. Курганцы нередко звонят специалистам службы телефона доверия и без подобных договоров, просто так: поблагодарить за оказанную поддержку, а порой – записаться на очную консультацию в психологическую службу «Время перемен» Курганского центра социальной помощи семье и детям. Опытные психологи нашего отделения на индивидуальных и групповых консультациях помогают курганцам справиться с конфликтными межличностными и внутриличностными ситуациями, а также проводят тренинги, направленные на личностный и профессиональный рост.
Записаться на приём к психологу можно по телефону:
(3522) 46-00-49.
Также можно получить онлайн-консультацию:
- по ICQ (605-841-587) - каждую пятницу с 13.00 до 17.00 часов,
-
по Skype (czn_ko2) - каждую среду с 08.00 до 17.00 часов.
Интервью брала специалист по социальной работе
методического центра ГБУ «Курганский ЦСПСиД»
Диана Владимировна Волкова